ИЗ ИСТОРИИ РИЖСКОЙ ТАМОЖНИ .
написанная к 40-ти летию таможенной службы СССР
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
РИЖСКОЙ ПОРТОВОЙ ТАМОЖНИ.
1. Общая часть
До 1201 года на месте гор. Риги было село/документов о названии
которого не сохранилось/.
В 1201 году был основан город Рига, который получил своё название
по названию речки Ридзене.
Благодаря выгодному географическому положению / Рижский залив,
реки Даугава, Лиелупе / в XIII веке Рига имела развитые
международные торговые сношения с многими европейскими государствами
/ Россией. Норвегией, Данией, Францией, Швецией/.
Взимание таможенных пошлин было известно латышам ещё до 1200 г.,
так городской Рат /городское управление/ гор. Риги облагал
таможенными пошлинами транзитные товары, производимые из Готландии в
Россию и обратно по рекам Даугавы, Гауи и сухопутными дорогами.
Чтобы создать торговые капиталы епископ Альберт \основатель гор.
Риги\ в 1211 году освободил Рижских торговцев от таможенной пошлины
на внутренние и внешние товары.
В ХIV веке Рига, Лимбажи, Кулдига и другие города вступили в
торговое общество "Ганза".
Рига, Лимбажи, Вентспилс, Кулдига и Кокнесе, как члены торгового
общества "Ганза", облагали пошлиной все товары, как ввозимые, а
также и вывозимые. Эта пошлина называлась Zollfund /пошлинный фунт/,
она составляла 1\360 часть стоимости товара. Эти средства "Ганза"
расходовала на войны с датчанами и морскими разбойниками \пиратами\.
Папа Сикста IV в 1478 г. даровал право взимания акцизной пошлины.
В последствии стали облагаться акцизой все товары, как привозимые, а
также и отвозимые. В связи с чем акциза приняла пошлинный характер \
её называли самовольной или ратушной пошлиной\.
В 1559 году Городской магистрат гор. Риги начал взимать первую
пошлину с привозимого пива и других напитков, которая называлась
акцизой.
В 1581 году была введена Стефаном Баторием первая государственная
пошлина - порторий на рижскую морскую торговлю. Город Рига получал
1\3 от доходов этой пошлины для оборудования порта. В 1603 г. доля
города в пошлинных доходах портория была увеличина с 1\3 до 1\2. Эта
пошлина была введена в Риге по примеру порта Данцига и таможенный
тариф был сходен с данцигским тарифом. Этой пошлиной облагались все
товары привозимые и отвозимые морем \кроме напитков\ и мелкие
товары, привозимые сухопутным путём. Управляли таможнями городские и
государственные чиновниками \префекты, нотариусы\.
Размер таможенной портории составлял в среднем 2% стоимости
товара. Доходы портории были меньше доходов ратушной пошлины
\акцизы\, так как на вино и пиво портории не начислялись.
Тарифы портории в XVII веке несколько раз изменялись, за основу
был взят тариф в Данциге.
В 1656 г. таможенная пошлина была увеличина в связи с войной.
С 1669 г. был введён самый низший тариф, который и остался в
своей основе до XVIII столетия. По этому тарифу все товары
облагались в среднем 2% стоимости товара. На вино, пиво и лес были
повышенные пошлины.
В 1603 г. была основана таможня в Болдерае \Болдерайская\.
Пошлина взимаемая этой таможней называлась 2-я городская или водяная
пошлина. Эта пошлина введена с целью, чтобы не дать развиться
торговле Митаве. В обязанность этой таможни входило облагать
таможенной пошлиной все товары, привозимые в Ригу из Митавы по реке
Лиелупе и обратно.
В 1671 г. по просьбе Курляндского герцога Болдерайская таможня
была закрыта шведским генерал-губернатором.
В 1691 г. Рижский магистрат добилмя в шведской комерц-коллегии
возобнавления работы этой таможни.
Товары, привозимые Митавой через Рижский порт, кроме того
облагались акцизой, лицентом, порторием, дополнительныной пошлиной и
портовыми сборами \огневые, ластовые\.
Товары, привозимые через курляндские порты \Лиепая, Вентспилс\
облагались более низкими таможенными пошлинами, чем в Риге.
В XVII веке Швеция завоевала порты Балтийского моря \Рига
завоёвана шведами в 1621 г.\.
В связи с завоеванием Риги, несмотря на сопротивление Рижского
магистрата, шведы ввели в 1629 году в гор. Риге лиценты.
В 1667 году был введён в Риге постоянный таможенный тариф для
лицентов, где было указано за каждый товар определённый размер
пошлины \до того пошлины взимались в зависимости от цены товара\.
В XVII веке шведы ввели судовой сбор. В 1655 году была введена
"литовская" или сухопутная пошлина, которая отменена в 1663 году.
Взамен этой пошлины введена новая морская пошлина, так называемая
"дополнительная" пошлина.
В 1710 г., после изгнания шведов из г. Риги, тариф и пошлины не
изменялись до 1765 г., т.е. до издания нового торгового устава о
Рижской комерции. После издания устава о Рижской коммерции
дополнительная таможенная пошлина \морская пошлина\ была объединена
с лицентами в один тариф.
Рижский таможенный тариф был ниже российских таможенных тарифов,
а поэтому при ввозе или вывозе товаров через Ригу в Россию, нужно
было платить разницу между рижскими и российским тарифами.
В 1783 г. ликвидированиы все внутренние таможни, за исключением
Оренгбургской и в Сибири. Был издан единый тариф для всех
пограничных таможен \за исключением Астрахани\.
В связи с изданием нового тарифа в Риге были отменены все
разнообразные таможенные пошлины \портории, лиценты и т.д.\ и
введена вместо того толька одна таможенная пошлина на привозимые и
отвозимые товары морем.
В виду отмены таможенных доходов от половины портория и ратушной
пошлины, Екатерина II разрешила выдавать городу Риге 1?3.000 рублей
из ежегодных таможенных доходов.
Статья взята из из справки приготовленной сотрудниками Рижской
таможни М. Видякиным (контролёр таможенной службы 1 ранга) и Г.
Пален контролёр таможенной службы 3 ранга) по случаю празднования 40
летия Советской таможни 29 мая 1958 года.
Текст приводится без изменеий. Стилистика сохранена. На главную
страницу Период с 1559 до 1917 годы
|