|
отдельное спасибо за помощь при переводе Э. Немцеву С. Петриков
EKONOMISTS Financu, tirdzniecibas, rupniecibas, lauksaimniecibas, apgadibas un kooperacijas zurnals
Nr. 22 1928. gada 15. novembri
... III. Таможенный департамент.
Основание и развитие таможенных учреждений. Основывая Латвийскую Республику 18 ноября 1918 года, главной заботой было - где взять деньги для государственной кассы. Государство и граждане в войне были разделены, промышленость не существовала, на всей территории происходили военные действия. В этих условиях не приходилось думать о прямых налогах. Естественно, что первый шагом правительсва было взяться за таможенный налог. Когда Появилась возможность для нормальной жизни и спокойствия следовало ожидать, что товары без которых невозможно обойтись хлынут в Латвию и денежные средства наполнят государственную кассу в виде таможенного налога.
Уже на двенадцатый день после основания Латвийской Республики начала работать первая Латвийская таможня в Лиепае. Первый начальник таможни St. Jazdovskis с 6 чиновниками, 3 надзирателями, 1 сторожем и 1 уборщиком, которые были найдены на скорую руку частично из бывших работников российской Лиепайской таможни, Лиепайская таможня начала работу 1 декабря 1918 года. Рабочие условия были чрезвычайно сложны. Немецкие оккупационные учреждения ещё не ликвидировали свою работу. Все транспортные дороги были в их руках и под их контролем. В Лиепайский порт входили и выходили почти только одни немецкие военные корабли. Капитаны тех единственных торговых судов которые входили в Лиепайский торговый порт, обслуживая оккупацные учреждения не хотели признавать латвийские таможенные учредждения и подчиняться их приказам. Через пять месяцев работы у Лиепай таможни сложился конфликт с капитанами кораблей “HOLSATIA” и “LENA” котрые отказались передать таможне свои meru судовые книги. Делами Лиепайского порта в самом начале управляло отдельное врменное учреждение – ostas kuratorija, - которые определяли взимаемые таможенные и другие портовые налоговые нормы. Очень много сложностей было и сконтролем иностранных товаров, так как их ввозили неофициально без товарных документов, как немецкие военные суда, так и персонал частных кораблей вместе с военными матриалами. Так же товары ввозились и по земным дорогам по пляжу со стороны Паланги и по железной дороге из Клайпеды. За долгие военные годы торговые запасы уже давно были опустошены и торговцы старались получить их не легальным путём, что бы избежать поиска лицензии в немецких аккупационных учреждениях, которые всё время держали в своих руках контроль над торговлей. Эти торговцы военного времени не хотели платить - не таможенные налоги - не выполнять другие издаваемые правила Временного правительтства, а именно ostas kuratorija.
Ответсвенные работники Таможенного департамента
10 декабря 1918 года начала работать рижская таможня под управлением J. Sikula, но уже 3 января при приблежении коммунистов работу пришлось прекратить.
На ничтожность деятельности таможни в первый год указывают некоторые примеры. Так в ноябре и декабре 1918 года в Лиепайский порт с товарами вошли только 2 торговых коробля “LENA” 2 раза и “J. L. RUNNEBERG”, котрые заплатили налогов на общую сумму 741 руб 40 коп. Не смотря на повсеместно развитую контрабанду, в первый год существования Лиепайская таможня открыла только 12 дел о контрабанде в которых виновные наказаны на общую сумму 2 лат 30 сант.
Вся тяжесть работы в первый год существовния Латвии ложилась на таможенных начальников так как в их распоряжении не было достаточного колличества чиновников которые были бы знакомы с таможенными законами и работой. Было не возможно найти опытных там работников, так как на службу в Российскую таможню латышей брали с большими сложностями и из них в Латвии в первое время находилорсь очнень мало, вместе с надзирателями 10 – 12 человек, которые в Российской таможне занимали незначительные должности.
С решением Народного совета (Lik. Un vald. Rik. Kr. 154. 1919. g.) в Латвии были оставлены в силе все прежние Российские законы, среди них так же и таможенный закон, который существовал на латвийских границах до 24 октября 1917 года. Однако эту старую книгу таможенного закона нигде не могли найти. Ещё в 1920 году редко можно было найти экземпляры таможенного закона и честно говоря они были частной собственностью. Даже в 1925 году в некотрых таможенных учреждений не было свода законов. Этот недостаток смогли устанить только в начале 1926 года, с собственным изданием в котром были объединены все старые законы и новые изменения, так же заново изданные инструкции и распоряжения. В 1918 году не было ни каких инструкций и распоряжений подходящих для новых обстоятельств, та как центральное учреждение, таможенное отделение при торговой и промышленной палате основали только 1 декабря 1919 года. До этого времени у каждый таможенный начальник в Риге, Лиепае а так же открытых таможнях в Вентспилсе (19.08.1919), в Шенберге (07.07.1919) и Руцаве (01.04.1919) работали по своим собственным представлениям.
Насколько примитивными были таможенные правила ещё в начале 1920 года между прочим видно из удостоверения, которым одному чиновнику задавали работу целого таможенного учреждения.
О начале работы таможни можно говорить только с 6 апреля 1919, когда тогдашнеем официальном правительственном журнале “LATVIJAS SARGa” (Nr. 65) был опубликован первый Латвийский таможенный ввозной тариф, который издал министр торговли и промышленности SPR. PAEGLE (Lik. Un vald. Rik. Kraj. 92, 1919. g.). Сранивая сегодняшний тяжело бюрокритезированный ход работы с тогдашним , нужно признать, что тогдашние принципиальные решения и распоряжения по телефону или устно было обычным делом и их без оговорочно выполняли. Правда за это нужно было страдать в последующие годы когда государственный контроль взялся за ревизию дел того времени и начал просить соответсвущие документы которых конечно во многих случаях вообще не было. Хорошо если вышестоящие должностные лица вспоминали свои распоряжения и их подтверждали.
Когда наступило мирное время увеличилось внутреенее потребление товаров и появилась возможность вывозить излишки латвийского производства за границу. Торговля стала по немножку возраждаться, так же начало возобнавляться прерванное в военное время международное железнодорожное сообщение, в связи с чем появилась необходимость в открытии новых таможен в оживленных пунктах пересечения.
Каждое из этих учреждений работало в определённой мере самостоятельно, потому что отсутствовало единое управление. Только в 1919 году 1 декабря при Департаменте министерства торговли и промышленности был организован таможенный отдел, руководителем которого пригласили Арвида Пилсатниека, который на тот момент находился за границей. Этот отдел занимался организацией зон таможенного контроля, всеми административными делами, разработкой тарифа и его применением, а так же расмотрением дел о контрабанде в других инстанциях. Бухгалтерский учёт наоборот был сконцентрирован над всеми учреждениями в Министерстве торговли и промышленности.
В том же 1919 году сеть таможенных учреждений была пополнена следующими таможнями: Стреньчи (эстонская граница находящаяся рядом с , Сауле, позднее Валка) – 1919 г. 16 декабря, Руена – 1919 г. 16 декабря, Реньге – 1920 г. 2 февраля, Мейтене – 1920 г. 5 февраля, Даугавпилс –1920 г. 18 февраля, Нерета – 1920 г. 23 марта, Айнажи – 1920 г. 24 августа, Зилупе – 1920 г. 26 сентября, Еглайне - 1920 г. 29 октября, Ритупе – 1921 г. 22 февраля и Индра – 1921 г. 15 сентября.
Работа неуклонно увеличивающихся отдельных таможенн оказались слишком зависима от других органов управления, поэтому в августе 1921 г. был организован Департамент входящий в состав Министерства финансов и выделением ему дополнительных помещений в здании Рижской таможни на втором этаже. В связи с развитием Рижской таможни у неё появилась необходимость в больших помещениях, в связи с чем Департамент был перемещён в другие помещения, на улицу Валдемара 1а, на угол улицы Цитаделес, в том же доме где и находится сейчас. Департамент состоял из трёх отделов: тарифный, административный и контрабандный. К этим трём отдела позднее был присоединён четвёртый – отдел особых заданий – для борьбы с контрабандой который существовал сранительно короткий срок, до 1924 г. 1 апреля. С 1 апреля 1925 г. организован бухгалтерский отдел, который до этого входил в состав административного отдела.
Какая работы была осуществлена за прошедшие десять лет, в каких размерах она увеличивалась, это всего лучше было видно из показателей доходов от таможенной деятельность.
1918/20 г. фактически получено 241 803 лата, 1920/21 г. уже 3,2 мил., 1921/22 г. когда налоги начали расчитывать в золотых франках, - 26,6 мил., 1922/23 г. 41 мил., 1923/24 г. 50,3 мил., 1924/25 г. – 51,6 мил. латов и 1926/27 г. 50 мил. латов.
Доходы по таможням за 1927/28 год
Название
дохода | Рижская
таможня
(лат/сант) | Лиепайская
таможня
(лат/сант) | Вентспилская
таможня
(лат/сант) | Даугавпилская
таможня
(лат/сант) | Прочие
таможни
(лат/сант) | Всего
(лат/сант) |
ввозная пошлина | 42 167 886,98 | 3 624 654,18 | 130 233,87 | 1 027 504,12 | 440 877,47 | 47 391 156,62 |
вывозная пошлина | 5 091 378,97 | 693 031,31 | 1 636 775,97 | 107 658,00 | 206 213,14 | 7 735 057,39 |
штрафы за контрабанду | 19 312,49 | 690,97 | 1 542,60 | 9 492,10 | 17 128,28 | 48 166,44 |
доходы от конфискатов | 4 452,14 | 13 108,84 | 1 795,60 | 1 893,15 | 12 278,50 | 33 528,23 |
прочие доходы | 1 297 870,67 | 133 669,79 | 49 872,43 | 37 625,17 | 312 038,50 | 1 831 076,56 |
итого | 48 580 901,25 | 4 465 155,09 | 1 820 220,47 | 1 184 172,54 | 988 535,89 | 57 038 985,24 |
По сравнению с бюджетом гос. доходов видно, что за последние годы таможенные доходы составляют примерно 1/3 от всех доходов. Количество таможенных работников значительно увеличилось при сборе этих огромных сумм. В 1919/20 г. в таможенных учреждениях работало только 135 чиновников и 180 других работников, или всего 315 человек. В 1921/22 г. уже 589 человек, 1925/26 г. – 957 человек. Начиная с этого года количество работников остаётся стабильным. 1928/29 г. во всех таможенных учреждениях без учёта свободных территорий работало 970 человек, из них 498 чиновников и 472 других работников. Больше всего работников было в Рижской таможне: 268 чиновников и 320 других; именно в Таможенном департаменте работает 62 чиновника и 11 других. В Лиепае задействовано 152 человека, в Вентспилсе 59, в Даугавпилсе 55, Реньге 35, Мейтене и Валке 17, в Индре 12 и в Зилупе 11 человек. В остальных таможенных участках количество работников менее 10 человек.
При увеличении доходов от таможни прмерно в 300 раз, количество персонала в то же время увеличилось только в три раза. В 1920 г. на каждого таможенного работника приходится примерно 700 латов таможенного дохода, а в 1927 г. уже 60 000 латов. За все последние годы на таможенных чиновников возлагается всё больше обязанностей.
На содержание таможенных учреждений и зарплаты работникам выдано в 1927/28 г. 1,9 мил. латов.
Сравнивая таможенные доходы и расходы видно, что на содержание таможенной администрации в процентном отношении доходов расходавано: 1926/27 г. 4%, 1927/28 3,4%, при этом зарплаты составляют около 3% от доходов.
Важное значение в обращении товаров придаётся помещениям, в которых хранятся ввозимые, вывозимые и транзитные товары, так как большинство товаров для затоможки и дальнейшего транспортирования храняться под таможенным контролем. В июле 1919 г. возобновила деятельность Рижская таможня, в её распоряжении находилось только шесть складов: четыре в ограждённом таможенном районе и два во дворе таможенного дома, общей площадью 15 446 м2. Казалось, что этих складов будет достаточно, так как склады были построены только в 1910 г. и были полностью предусмотрены для нужд Рижской таможни тех времён, хотя тогда через Рижский порт импортировали и экспортировали значительную часть от всего внешнего оборота России. Казалось, что в новых условиях для Латвийских нужд их будет вполне достаточно, так как на Российский транзит в прежнем объёме нельзя было расчитывать. Можно было предположить, что ожидаемый объём Рижской таможни, как в плане объёма работ так и в плане доходов будет меньше, или в лучшем случае таким же как и в предвоенные годы. Будущее показало, что эти расчёты были обманчивы. Теперь площадь всех складов Рижской таможни уже составляет около 65 000 м2 и их используют давольно интенсивно. Немного другая картина в Лиепае, где площадь используемых складов в большой степени увеличилась, но их использование после наводнения в 1921/22 г. и частично в 1923 г. пришло в упадок. В настоящее время площадь складов имеющихся в распоряжении таможенных участков в круглых цифрах составляет: в Риге - 65 000 м2, в Лиепае – 6 200 м2, в Вентспилсе – 50 000 м2, при прочих таможнях примерно 2 000 м2, всего примерно 123 000 м2.
В распоряжения таможенных участков на 1918 г. находилось 22 склада, 82 057 м3, стоимостью 859 500 латов. Полученные после 1918 года 43 склада объёмом 361 977 м3, стоимостью 3 461 470 латов. Всего 65 складов объёмом 444 034 м3, стоимостью 4 330 970 латов.
О рентабельности складов к сожалению нет полных сведений. Даже из этих скудных данных видна интересная картина.
Группа складов Рижской таможни арендованных на время, взимая плату от площади пола, оценена в 821 000 латов и в 1924 году дали дохода на 64 749 латов, которые составляют 8,98 % от стоимости. Эта же групппа в 1926 г. дала 12 %.
Вторая группа складов в которой храняться товары с изменяющейся платой за хранения в зависимости от веса, объёма товаров, дала дохода на 336 398 латов, что составляет 48,40 % от стоимости.
Значительная разница в рентабельности между первой и второй группой объясняется тем, что у первой группы арендная плата очень умеренная (для транзитных товаров): 55 сант. за м2 в месяц, у второй группы наоборот плата за хранение высокая (для импортируемых товаров): от 0,02 сант. до 0.08 сант. за 1 кг. в день. В связи с чем они являются рентабельными. Рентабельными так же являются склады в Лиепае. Рентабельность Вентспилса по сравнению с Ригой и Лиепаей, незначительна. Все выше упомянутые склады дали государству за время с 1921 г. до 1 сентября 1928 г. 5,6 мил. лат.
Наибольший прирост движемого имущества был до 1926/1927 бюджетного года, включая последний, то есть самое интенсивное время организации таможенных учреждений, а 1927/1928 бюджетный год уже показывает спад движемого имущества и это явление предполается в будующие годы хозяйствования. Это обстоятельство указывает на окончание периода организации таможенных учреждений и на стабилизацию хозяйствования таможенных учреждений.
Для упращения таможенной деятельности портовые таможенные участки (Рижский, Лиепайский, Вентспилский и Айнажский) снабжены буксирами, моторными лодками и лодками. Кроме того таможенные учреждения, главным образом приграничные таможенные участки и таможенные пункты, снабжены сухопутными транспортными средствами: велосипедами (приграничные таможни), лошадями (таможня Реньде) и автомобилями (Рижская и Лиепайская таможни). Эти сухопутные транспортные средства служат так же для борьбы с контрабандой.
Отмечается введение служебной формы одежды для надзирателей на государственной службе, начиная с 1927 г. 1 апреля. Внешние посты достойно вооружены огнестрельным оружием.
Большую часть (85 %) доходов таможни даёт Рижская таможня.
Объём работы Рижской таможни
год
| тонаж прибывших кораблей
| количество тюков ввезённого товара
| количество тюков вывезeнного товара
| количество отправок по железной дороге
| прибывшие вагоны с импортным и транзитным товаром
| количество транзитного товара на складах
|
1919 г.
| 63 604
| 514
| 199
| нет данных
| нет данных
| 8
|
1920 г.
| 210 301
| 6 162
| 1 065
| нет данных
| нет данных
| 16
|
1923 г.
| 740 852
| 54 567
| 15 113
| нет данных
| 10 440
| 128
|
1926 г.
| 889 470
| 52 933
| 17 456
| 25 808
| 19 730
| 175
|
1927 г.
| 1 149 637
| 54 425
| 22 864
| 23 987
| 19 100
| 180
|
1928 г. до 1/7
| 533 605
| -
| 18 492
| 21 112
| 14 398
| 189
|
1928 г. до 1/11
| -
| 40 408
| -
| -
| -
| -
|
Получение товаров из кораблей и вагонов, выгрузка на склад, выгрузка из него, распаковка товаров для их проверки, взвешивание, охрана и частичная доставка к получателю осуществляют самые большие таможенные участки (Рига, Лиепая, Вентспилс и Даугавпилс) особые таможенные артели. Эти артели заключают договор с Таможенным департаментом и работают по утверждённой таксе Биржевого комитета и Министерства финансов.
При Рижской таможне зарегистрированно 52 спедиционных фирм, которые занимаются таможенными формальностями, пересылкой, инкассо и другими операциями, и несколько десятков разных агентур. Ненормально большое количество спедиционных фирм (до войны в Риге таких было 15), частично объясняется разделением на мелкие партии ввозимых и транзитных грузов. До войны рейсовый корабль с 50-ю товарными коносаментами считался редкостью. Сейчас наоборот, у такого же корабля, на такой же или даже меньший груз 400-500 или даже больше коносаментов. Конечно в смысле работы это большая разница, если корабль с 3 000 тн. груза приходит для 20-ти а не для 1-2 фирм, для оформления того же самого количества груза необходимо 20-ть таможенных формальностей вместо прежней 1-й.
Надо заметить ещё одно явление, которое наблюдается в послевоенные годы, это пересылка товаров по почте, движение почтовых отправлений (с товарами) значительно увеличилась во всех государствах, а в Латвии особенно. Большое количество торговцев в Латвии и их относительно мелкий оборот, как и общий недостаток денег способствовал пересылке товаров по почте. Товары в таком виде можно пересылать очень мелкими партиями, доставка происходит быстро, без посредников (спедиторов) и безопасно и стоит сравнительно дёшево. В 1919 г. обмен почтовыми отправлениями ещё не происходил, приходили только письма и бандероли с товарами. Только после заключения соответствующих конвенций: 1 января 1921 г. с Литвой, 1 февраля 1921 г. с Соединёнными государствами Северной Америки, 19 сентября 1921 г. с Англией, начался обмен почтовыми отправлениями в сравнительно не больших количествах. После присоединения Латвии к Международной почтовой конвенции 1922 г. обмен почтовыми отправлениями начал резко рости.
Количество ввезённых почтовых отправлений Рижской таможней в 1922 г. было 13 666, а ввезённых бандеролей 1 822 338, в 1927 г. почтовых отправлений 145 422, бандеролей 35 780.
Увеличение почтовых отправлений начиная с 1925 г. стабилизировалось. На самом деле обстоятельства дела другие, потому что начиная с 1925 г. максимальный вес пересылаемых почтовых отправлений значительно увеличился. Картина была бы другой если бы сведения были собраны не по количеству почтовых отправлений, а по их общему весу, который с 1926 г. постоянно растёт.
Отметив развитие товарных операций и прирост оборота, не можем пройти мимо также одной важной стороны прошлого времени, а именно товарной контрабанды и борьбы с ней. В связи с высокими ставками таможенных налогов на драгоценные и другие товары потребления, когда таможенный налог зачастую на много превышал саму стоимость товара, было очень заманчиво и прибыльно разными способами избегать уплату таможенных налогов. В каком бы трудном положении не находилось государственное хозяйство, некоторые богатые группы граждан были не в состоянии отказаться от предметов роскоши увеличивая спрос на них. Все первые годы Латвии были золотым временем для контрабандистов, потому что на всём протяжении государственная граница не была закрыта, и контрабанду приходилось ловить не там где это было бы легче сделать, на самой границе, а уже внутри государства. В лучшем случе удавлаось захватить только небольшие часть, не обнаруживая следов самой организации ввоза. Таким образом, количество задержаний было очень маленьким и в малых размерах, учитывая трудности контроля на самом деле действительный размер контрабанды был огромен.
Тяжёлая дискретная работа на приграничных участках, которые находятся на оживлённых линиях железнодорожного сообщения, таких как: Валка, Мейтане, Земгале, Реньге, Зилупе, Ритупе и Индра. Каждый путешественник первый раз сталкиваеющийся с латвийскими законами, получает первое впечатление от государства и народа. Неприятности и недоразумения на границе с таможенным контролем оставляют плохое впечатление. В этом смысле за последние годы ситуация улучшилась. Облегчённы условия для пассажиров, разработаны более толерантные таможенные тарифы, налажен отбор работников с лучший интелегентностью, тактом и рутины. Достгнуто соглашение с таможенными учреждениями Эстонии и Литвы об совместном паспортном контроле что значительно облегчает движение и ускоряет работу.
Для нужд приграничного движения служат так же многие таможенные пункты у которых пропускные права ограничены. Существование пунктов главным образом вызвано необходимостью существования приграничной торговли. И они обслуживают почти только приграничные округи.
В 10 предыдущих лет работа по организации таможенных учатков ещё не считается оконченной. Хотя достигнута стабильность в деятельности таможенных учреждений, сформировалась практика и система основанная на полученном опыте, но впереди ещё предстоит большая работа в совершенствовании системы: необходим новый таможенный закон, соответсвующий требованиям современности и специфики латвийских условий, и надо упростить механизм таможенной работы и формальностей.
Случаи задержания контрабанды и стоимость задержанных товаров
-
| район морской границы
случаев/стоимость задержанных товаров в латах
| район морской границы
случаев/стоимость задержанных товаров в латах
| район морской границы
случаев/стоимость задержанных товаров в латах
| район морской границы
случаев/стоимость задержанных товаров в латах
| район морской границы
случаев/стоимость задержанных товаров в латах
| всего
случаев/стоимость задержанных товаров в латах
|
1919 г.
| 15 / 7 034.68
| нет данных
| нет данных
| нет данных
| нет данных
| 15 / 7 034.68
|
1920 г.
| 83 / 59 116.18
| 208 / 9 711.30
| 106 / 11 444.74
| 183 / 3 592.18
| 106 / 2 775.02
| 686 / 86 639.42
|
1921 г.
| 76 / 93 852.22
| 199 / 12 298.42
| 85 / 8 732.04
| 142 / 9 020.30
| 412 / 13 834.48
| 914 / 137 737.46
|
1922 г.
| 252 / 199 150.30
| 185 / 34 975.20
| 54 / 10 383.44
| 29 / 8 172.02
| 28 / 6 558.48
| 548 / 259 239.44
|
1923 г.
| 241 / 67 308.18
| 100 / 6 417.00
| 59 / 4 303.26
| 35 / 2 828.50
| 27 / 1 944.90
| 462 / 82 801.84
|
1924 г.
| 613 / 199 937.10
| 353 / 30 962.84
| 173 / 20 915.43
| 82 / 3 747.28
| 96 / 7 902.76
| 1 317 / 183 465.41
|
1925 г.
| 130 / 162 022.08
| 242 / 15 521.25
| 56 / 5 336. 63
| 87 / 6 712.90
| 18 / 985.93
| 533 / 190 578.79
|
1926 г.
| 83 / 13 141.44
| 250 / 15 355.31
| 95 / 5 056/87
| 113 / 6 194.05
| 4 / 52.70
| 545 / 39 800.37
|
1927 г.
| 180 / 21 997.78
| 292 / 15 866.65
| 120 / 4 353.19
| 181 / 3 987.56
| 9 / 220.40
| 782 / 46 425.58
|
1928 г. до 1/7
| 184 / 23 769.13
| 221 / 14 324.02
| 106 / 2 754.55
| 163 / 1 190.17
| 11 / 280.44
| 685 / 42 318.31
|
всего
| 1 857 / 767 329.09
| 2 050 / 155 431.99
| 854 / 73 280.15
| 1 015 / 45 444.96
| 711 / 34 555.09
| 6 487 / 1 076 041.30
|
Таможенная политика и законодательство.
Начало политики латвийской таможни положено в Лиепае, 6 апреля 1919 г.. Этот первый лаконичный таможенный тариф является основанием, на котором основывается таможенная политика до 20 июля 1921 г.. и который характерен для этого периода импорта - лицензированием и ограничений. Этим тарифом определены ставки в % от стоимости товаров. Чтобы предотвратить отток так необходимой валюты за границу, этим тарифом и позже его дополнениями было запрещено ввозить дорогие товары роскоши, такие как: напитки, консервы, автомобили и кондитерские товары. Товары первой необходимости были освобождены от таможенной пошлины или были обложены очень низкой таможенной пошлиной. Это был тариф не протекционизма, а запрета, так как не было что защищать: промышленность и сельское хозяйство было полностью разорены, потребность в вещах первой необходимости была очень высокая. В 1920 г. в ноябре правительство издаёт дополнение нового тарифа, которым ввозимые товары деляться на три категории:
А) товары первой необходимости, для ввоза которых никакие разрешения не были нужны,
Б) товары ввоз которых был запрещён,
С) так называемые товары не первой необходимости, на ввоз котрых нужно было особое разрешение Министерства торговли и промышленности.
7 марта 1921 г. (Ring. Kalninga laika) существующий тариф ещё более изменили, в большей степени пополнив список запрещённых к ввозу товаров и повысив для многих товаров процентную ставку.
Такая же политика системы запретов и лицензирования использовалась и в вывозной торговле. Первое распоряжение о вывозе товаров издано 12 декабря 1918 г. которым установлено, что товары можно вывозить только по особому разрешению Министерства торговли и промышленности. Этот временный тариф вывозной пошлины с % ставками от стоимости товаров существовал до 17 сентября 1921 г.. Кроме этого были изданы правила, что вывозная пошлина (на дерево) уплачивается в иностранной валюте. Большую часть полученной иностранной валюты (до 80%) необходимо было сдать государству в обмен на латвийские деньги. Кто это не делал, тот не получал вывозного разрешения. Исключение допускалось только для самоуправлений и кооперативов. После ухода окупантов (Бермонтовцев) возникла опасность недоверия к Латвийскому государству и его деньгам. Оставшиеся товары и ценности торговцы старались вывести за границу, граждане старались запастись более надёжной валютой, но она было больше нужна государству, чтобы было возможно закупить за границей самые необходимые товары и военные принадлежности, а так же удержать курс латвийского рубля. Поэтому такие не нормальные условия вызывали соответствующие запреты. В жизни эти средста оказались не эффективными. Курс латвийского рубля не поднимался, а резко падал, товары и продукты питания стали прятать и вывозить, дороговизна стала расти. Не благоприятное влияние на торговлю оставило так же распоряжение, которым Министерству снабжения были присвоенно право на преимущество в покупке 25 % ввозимого товара, обеспечивая торговцам в то время ничтожную прибыль. Это право Министерство снабжения использовало очень широко и платило импортёрам в латвийских деньгах, те в свою очередь искали валюту за границей и латвийский рубль загоняли вниз. Для ввоза и вывоза иностранной (как и латвийской) валюты так же было необходимо разрешение, так как с 26 августа 1919 г. распоряжением, ввоз и вывоза валюты различных наименований на сумму “до?” 3 000 латвийских рублей на лицо ла запрещена. Все эти ограничения способствовали нелегальной контрабандной торговли.
Нужно было признать наконец, что продолжать таможенную и торговую политику в таком направлении являлось невозможным. 1921 г. нужно отметить тем, что эта политика была радикально изменена. Для ввозного тарифа который вступил в силу 20 июля 1921 г. было положено основание классификации номенклатуры российского тарифа, отбросив % ставки от стоимости товаров и введя определённые твёрдые ставки в золотых франках за килограмм. Этот тариф имеет определённо фискальный характер, а местами запретительный. Ставки определены исходя изх принципа: все товары которые не носят характер первой необходимости и ввоз которых нежелателен, облагаются такой высокой таможенной ставкой, которая равноценна запрету на ввоз этого товара. Если всё таки можно было позволить потребление этих товаров, тогда государство получило бы такой доход в виде таможенного налога, а в некоторых случаях даже большую сумму которая была бы потрачена на приобретение товара за границей. Поддерживая сельское хозяйство, от таможенной пошлины освобождены искусственные удобрения, живой инвентарь, сельскохозяйственные машины. Предметы массового потребления облагаются умеренной таможенной ставкой, причём на некоторые товары потребления она в % довольно высока. Учитывая низкую цену товара и индивидульно небольшое потребление, этот налог для каждого потребителя отдельно был не слишком значителен, но государству давал большие доходы.
Вывозным тарифом от 15 октября 1921 (v. v. 1921 г № 210) отменили запреты и лицензирование, освободив место для свободного экспорта. От вывозного тарифа освобождены все готовые фабрикаты, оставлена таможеная пошлинина только на главное сырьё и сельхозпродукцию, вывоз которой в больших размерах тогда был нежелателен (дерево, масло). Как был найден правильный путь, это показала сама жизнь. Баланс торговли стремительно улучшился, таможенные доходы увеличились в 10 раз, и главное, - латвийский вылютный курс который всё время падал, стабилизировался и с того времени больше не падал. Осталось только начатый путь улучшить. Следующим шагом в начатом направлении стал третий вывозной тариф который вступил в силу 7 февраля 1927 г. (v. v. 1922 г № 26) и позже был дополнен (v. v. 1922 г № 66 и 244). Ставки в нём были определены также как и в 1921 году в латах за кг. (золотые франки) и количество товаров облагаемых пошлиной ещё больше уменьшилось, оставив пошлины только за дерево материалы и другое сырьё. Экспорт сельхозпродуктов котрый до этого ещё составлял небольшой процент после вступления в силу нового вывозного тарифа значительно вырос. Особенно это можно сказать про масло, яйца и мясные продукты.
Третий вывозной тариф котрый вступил в силу в июне 1922 г. (v. v. 1922 г № 116) и четвёртый вывозной тариф (v. v. 1923 г № 54) с дополнением (v. v. 1922 г № 142) по существу и духу на много не отличался от предыдущих. У этого ввозного тарифа как и у предыдущих был определён фискальный характер. Местами эти фискальные таможенные пошлины были преувеличенно высоки. Это вредило так же фискальным интересам, уменьшая до минимума таможенные доходы с этих статей, способствовал контрабанде, чем деморализовывал торговцев и чиновников. Как защищающий фактор в целом от оправдывал возложенные на него надежды. Хотя защитные таможенные пошлины в некоторых случаях были слишком высокие и способствовали организации таких промышленных сфер, которые в нормальных обстоятельствах только угасали, бы некоторые промышленные сферы укрепились так, что могли без трудностей работать при низких таможенных ставках (например бумажная, текстильная промышленность).
В последнем тарифе 1928 г. отмечаютмся некоторые изменения в хорошую сторону. От фискальных таможенных пошлин мы пока не можем: нет таких источников и в ближайшем будующем не будет, которые могли бы заменить те 30% от общих доходов государства которые даёт таможня. Новый тариф всё же предотвратит те черезмерности которые могут неблагоприятно отозваться на доходах государства, а также на морали граждан. Многие ставки уменьшины на 10-70%, например – сухофрукты, шёлковые ткани и вышивки. Большая контрабанда по этим статьям в будующем перейдёт в официальный путь.
В пользу защиты промышленности новый таможенный тариф предотвращает много недостатков в предыдущем тарифе. До этого большая часть машин которые изготовляли в Латвии были освобождены от таможенного тарифа. В новом таможенном тарифе свободны только не изготовленные в Латвии сельхоз машины. Увеличина таможенная пошлина, так же на другие металлообрабатывающие отрасли, например – производство велосипедов. Уменьшина довольно значительно таможенная пошлина на бумажное производство и текстильный товар. Однако, последняя отрасль будет профицировать от некоторого уменьшения необходимых вспомогательных средств ( например для анилиновых красок).
Главное отличие нового тарифа это двойные ставки – минимальные и максимальные, необходимость которых уже давно назрела. Минимальные ставки в общем мало отличались от предыдущих и их применяли на товары тех государств, которые заключили с Латвией договор о торговле, если в самих договарах не предусмотренно ограничение или расширенные права.
Последний по счёту пятый вывозной тариф который вступил в силу совместно с новым ввозным тарифом отличался от предыдущего главным образом тем что он начиная с 1 января 1930 года освобождает от вывозных пошлин почти все пиломатериалы. Это фактор которому уделяется большое значение в деревопроизводстве и в торговле, который без сомнения оставит благоприятное влияние так же на транизит, способствуя переработке лесоматериалов соседних государств в Латвии. Многие правила которые до этого находились в таможенном законе, теперь перенесены на на общие правила тарифа, как например правила об имуществе пассажиров и путешествующих, существенно облегчив и упростив предыдущий порядок.
Пока таможенная политика за прошедшие 10 лет в Латвии пережила радикальные премены, таможенное законодательство развивалось медленнее. Вся деятельность теперешних таможенных участков, так же как и 10 лет назад основывалась на таможенном законое Старой России. Подстраиваясь к современным тенденциям свободной торговли и особенностям географического расположения Латвии и экономическому состоянию, эти законы многократно изменены и дополнены, оставив всё же саму систему не тронутой.
Важные дополнения следующие:
В 1924 г. в соответствии с Барселонской конвенцией о свободном таранзите изданы законы и инструкции о транзите товаров через Латвию, о размещении транзитных товаров их хранении и переработке. Эти правила дают возможность делать с транизитными товарами почти все те же операции, которые обычно происходят в свободных портах. Такая же цель – упростить переработку транизитных товаров – есть так же в изданном в 1921 г. законе о свободных портах, хотя который до сих пор остался на бумаге. Большое значение предаётся закону 1923 года о свободных территориях. На основании этого закона, отраслям промышленности которые производят для экспорта, дана возможность получать без таможенной пошлины необходимое сырьё, полуфабрикаты, упаковочные и другие необходимые для производства материалы, машины, топливо или смазочные материалы, то есть всё, что необходимо для обустройства фабрик, содержания и эксплуатации. Свободные территории находятся под постоянным таможенным надзором и свои готовые товары могут свободно вывозить за границу. Оставляя их на внутреннем рынке за них надо заплатить таможенный налог который уплачивается за аналогичные иностранные товары. На основании этого закона в Латвии работают 7 предприятий: Лиепайская линолеумная фабрика, Суперфосфатная фабрика, фанерная фабрика “Даугава” и “Julius Potempa”, так же Sellier'a & Bellot'a патронная фабрика, Oehlrich’a рафинированных масел и Zvirgzdu salas консервная фабрика.
Большое значение предаётся так же правилам о возврате экспортной ввозной пошлины на готовую продукцию. Такой возврат в принципе уже введён в 1921 г. в вывозно тарифе (V. V. 1921 г. № 210) и теперь практикуется в больших размерах. В 1927 г. примерно 50-ти фабрикам возвращена сумма ввозного таможенного налога превышающего 1 мил. латов. Без этих двух факторов (свободных территорий и возврата ввозной пошлины) экспорт промышленных товаров был бы невозможен.
Кроме прочих важнейших изменений и нововведений, надо отметить выданный в 1921 г. Закон о дипломатическом багаже, который является самым либеральным во всём мире, в 1928 г. введены изменения в дела о порядке рассмотрения дел о контрабанде, которыми большинство дел изъяты из предыдущей административной юрисдикции и переданы в юрисдикцию судебных учреждений.
В будующем ожидается новый таможенный закон который разработан по новейшим образцам иностранных государств и значительно упростит всю таможенную деятельность отменив многие формальности, которые необходимы теперешнему закону.
Таможенный департамент и руководящие таможенные посты за последние 10 лет занимали следующие персоны. Директора департамента: Арвид Пилсотниекс с августа 1921 г. до 7 июня 1923 г., Эдуард Дундурс с 7 июня 1923 г.. Вицедиректора: Эдуард Дундурс с 1 апреля 1922 г. до 7 июня 1923 г., Леонард Вагулис с 11 июня 1923 г. до 2 августа 1928 г., Бруно Павасарис с октября 1928 г..
С момента создания Латвийского государства до 1 сентября 1928 г. с таможенной службы ушли (умерли, вышли в отставку, и по другим причинам) 847 работников.
|
|