Семинар, проходивший 5-7 июля 1988 года, в городе Бресте, на базе Брестской таможни.
Конспект.
5-7 июля 1988 года в городе Бресте на базе Брестской таможни, под руководством Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГУ ГТК при СМ СССР, проходил семинар с участием представителей таможенных учреждений страны.
Распорядок данного семинара предполагал рассмотрение темы: «Совершенствование таможенного контроля за международными автоперевозками и задача отделов по борьбе с контрабандой( ОБК ) в пресечении организованной контрабанды».
Руководство семинара возглавлял начальник Управления по борьбе с контрабандой ГУ ГТК при Совете Министров СССР Чмель Генрих Николаевич .
Руководство учебной частью осуществлял сотрудник Главка Безлепкин Б.И.
Подготовку учебной базы и организацию семинара проводил начальник Брестской таможни Алексеюк Н.К .
Семинар был представлен слушателями многих таможенных учреждений страны.
1.Московская –выставочная.
2.Московская – центральная.
3.Ленинградская ( начальник ОБК Авдуевский С.Ю).
4.Выборская.
5.Мурманская (Муравьев В.В).
6.Рижская (ст.инспектор ОБК Шилин В.В.).
7.Талинская (начальник ОБК Попов В.) .
8.Калининградская
9.Брестская.
10.Одесская (Андреев А.П.).
11.Гродненская (Пидкопайло С.М).
12.Ужгородская.
13.Минская.
14.Астара Азерб.ССР( Ганбаров Айдын Аваз оглы ).
15.Чопская (начальник отдела таможенного пункта «Тиса» Черепаня В).
16.Вильнюская.
17.Вадул-Серетская.
18.Пулковская (Игнатьев ).
На семинаре рассматривались вопросы , основными из которых являлись предметом обсуждения на данном мероприятии:
1.Организация эффективного таможенного контроля при международных перевозках внешнеторговых грузов иностранным автотранспортом.
2.Организация эффективного таможенного контроля при международных перевозках внешнеторговых грузов отечественным автотранспортом.
3.Тактика провоза предметов контрабанды в автомобильном транспорте при международных перевозках.
4.Основные методы борьбы с контрабандой в автомобильном транспорте при международных перевозках.
Во вступительном слове , начальник УБК ГУ ГТК при Совете Министров СССР государственный советник таможенной службы 1 –го ранга Чмель Г.Н. сформулировал задачи совершенствования таможенного контроля и усиления борьбы с контрабандными правонарушениями исходя из современных условий перестройки .
Речь шла об организованной преступности , в частности об организованный контрабанде , проявление которой со стороны правонарушителей явилась открытым вызовом нашему обществу. Долгое время тема организованной преступности замалчивалась, создавалась видимость ее отсутствия , что наносило непоправимый вред делу борьбы с ней.
В последние годы контрабанда обретает новые формы , становится более изощренной , искусно построенной в систему организованного действия глобальной направленности. Управление по борьбе с контрабандой констатирует , что основными направлениями перемещения организованной контрабанды являются :
1.Контейнерные перевозки.
2.Дипломатический корпус и его почта.
3.Въезд / выезд иностранных граждан , обучающиеся в СССР ( например: граждане Сирии).
4.Иностранный туризм .
5.Траспортные служащие ( ММФ, МРХ, МПС,МГФ).
6.Иностранные граждане (временно работающие в СССР).
7.Отдельно следующий багаж.
8.Международные почтовые отправления.
9.Отдельные грузы внешнеторговых объединений.
Говоря о таможенном контроле за контейнерными перевозками нельзя не отметить тенденцию нового подхода в организации таможенного контроля - использование оперативной информации , поставляемой ОБК в ходе аналитической работы. Успешно разрабатывается направление афганского транзита , в результате чего сотрудниками московской и рижской таможен обнаружены большие партии наркотиков (гашиш) в общей сложности 11 тонн . О подробностях данной операции описано в газете «Правда».
Проведенная контролируемая поставка при взаимодействии сотрудников УБК ГУ ГТК и канадских таможенников имела положительный результат в выявлении организованной группы контрабандистов наркотиками. Мероприятия по обеспечению контролируемой поставки осуществлялись в скрытом порядке , с максимально возможными мерами предосторожности , ограниченным к доступу информации кругом сотрудников . В результате оперативно розыскных действий сотрудниками правоохранительных органов удалось обезвредить серьезную мафиозную группировку ( был арестован канадский таможенник , содействовавший преступникам) , что доказало возможность эффективного взаимодействия советской и канадской спецслужб.
Особой похвалы удостоились коллеги по Рижской таможне , в частности была отмечена отличная работа начальника транзитно-грузового отдела Самохина В.Ф и его подчиненных ,успешно налаженное взаимодействие с отделом по организации борьбы с контрабандой . Приводилась союзная статистика задержаний за последние годы.
За 1987 год в транзитных контейнерах оформлено контрабандных дел на сумму 5 млн.руб. , а за первое полугодие 1988 года сумма задержаний исчисляется 24 млн.руб. Отмечалось ,что был поставлен достойный заслон противоправным действиям дипломатического корпуса , представители , которого пользуясь дипломатической неприкосновенностью , совершали незаконное перемещение предметов контрабанды через государственную границу СССР. Таких случаев в 1986 году оформлено в качестве дел о контрабанде на общую сумму 3 млн.руб.
Приводился пример разоблачения работников 12 африканских стран , включая самих послов , членов их семей и даже иностранных резидентов.*(подробности опубликованы в статье М.Латышевой «Двенадцать негритят» ).
В 1987 году у дипломатов изъято предметов контрабанды на сумму 1,5 млн.руб.
За первое полугодие 1988 года-1,5 млн.руб.
Общая сумма задержанных предметов контрабанды по системе с перечислением в союзный бюджет составила сумму более 100 млн.руб. Для сравнения за этот же период таможенными учреждениями Западной Германии задержано контрабанды на сумму 150 млрд. марок ФРГ.
Правительством СССР поставлена задача выхода на общую сумму задержания предметов незаконно перемещаемых через государственную границу СССР в 1 млрд.руб.
За период 1988 года в результате совместных действий правоохранительных органов полностью разрушена контрабандная деятельность сирийских студентов. Сумма задержанных предметов контрабанды составила более 200 тыс.руб.
В результате умелых действий сотрудников Шереметьевской таможни сорвана попытка ввоза музыкальных инструментов югославскими гражданами на 800 тыс.руб. Но тенденция к росту контрабанды в составе организованных групп не уменьшается , а приобретает угрожающий характер системного проявления.
Что необходимо противопоставить организованным контрабандным действиям ?
Первый рычаг и основной шаг в работе по борьбе с организованной контрабандой налаживание и совершенствование взаимодействия со всеми подразделениями таможни.
Организация аналитической работы как в Главке, так и на местах. Аналитическая работа должна вестись в направлении сбора информации , ее накопления , обработки , систематизации и практического применения в осуществлении мероприятий ,направленных на выявление организованной контрабанды.
Аналитическая работа должна стать основной задачей отделов по борьбе с контрабандой.
Взаимодействие должно быть полным и обеспечиваться со всеми смежными правоохранительными структурами, которым подведомственны «родственные» с контрабандой правонарушения.
Особо обращается внимание на пресечение незаконного вывоза антиквариата.
Проанализировав успешную работу сотрудников Брестской таможни по задержанию предметов старины и искусства, необходимо взять все лучшее, и применить на местах , как передовой опыт . В качестве примера расскажу случай ,произошедший в Одессе летом 1982 года .Участником задержания уникальных предметов и вместе с тем крупной партии контрабанды явился майор погранвойск Владимир Шевколович , обнаруживший ценнейшую коллекцию личных вещей Петра I . С подробностями данного контрабандного дела можно ознакомиться в материалах сборника статей и публикаций «Версия» под названием «Достояние республики» , автор В.Смирнов . Журналист рассказывает следующее:
«Ценности обнаружились во время прохождения таможенного контроля пассажиров теплохода «Карелия» , готовившегося в загранрейс. К стойке контроля подошел полноватый , средних лет мужчина в сопровождении носильщиков , нагруженных чемоданами и тюками , в которых было много антиквариата , он заметил замешательство осматривавшего багаж пограничника и широко улыбнулся : «Наследство свалилось как с Луны .Везу домой». Все документы на багаж были в порядке. Раскрыв свои сумки , гость показал таможеннику две бутылки марочного коньяка в подарочной упаковке.
Вот эти то бутылки и насторожили блюстителя порядка. Уж очень спешно гражданин «с наследством» их убрал в багаж.
Заподозрив неладное , пограничник взял одну из бутылок в руки : тяжеловата для коньяка.
Бутылки тотчас вскрыли и обомлели. На стол посыпались…бриллианты .
Двести двадцать пять штук ! Далее появились золотые монеты , тридцать шесть изделий из платины и золота с драгоценными камнями , бусы из бирюзы , два браслета с бриллиантами по полмиллиона каждый. Изумруды , которые контрабандист пытался вывести в неприметных на вид иконах- «память о покойной тетушке». Такого богатого улова у видавших виды таможенников еще не было.
Но самое большое потрясение ожидало их впереди. У «наследника» обнаружили еще и шкатулку работы Карла Фаберже , а из тайника достали , как потом определили искусствоведы , личные вещи Петра I :
-медальон с прядкой детских волос;
-перстень-печатку;
-заколку для галстука с алмазом;
-миниатюрный портрет юного Петра.
Общая стоимость обнаруженной контрабанды составила 3 миллиона рублей. Баснословная сумма .
Сегодня чудом обнаруженные раритеты хранятся в Эрмитаже.
Пытавшийся перевести их за границу гражданин был осужден , но вскоре его отпустили. Он оказался подставной фигурой. Найти заказчика так и не удалось .Пограничника за обнаружение контрабанды наградили орденом «Знак почета». Случай был определен как один из самых уникальных в истории борьбы с контрабандой . Успех во многом обеспечен высокой профессиональной подготовкой стражей границы , умелой организацией таможенного контроля , высокой степенью взаимодействия подразделений , обеспечивающих экономическую защиту интересов страны.
Серьезное обсуждение вызвал доклад представителя «Совинеравтосервиз» Иванчикова С.И., который проинформировал слушателей семинара о задачах предприятия в работе с иностранными автоперевозчиками. Существующее соглашение по Международным автомобильным перевозкам 1969 года, подписанное 18 государствами определяет основные направления ,которыми являются:
1.Учет иностранного автотранспорта пересекающего государственную границу.
2.Проверка разрешительных документов.
3.Представление услуг автосервиса.
На сегодняшний момент существует шесть территориальных отделений со станциями техобслуживания в Молдавии, на Украине, в Белоруссии, в Ленинграде , центральное в Орле и Москве.
Для въезда в СССР иностранный перевозчик должен иметь разрешение, согласно которого может приобрести на свободно конвертируемую валюту сервизную книжку для обеспечения технического обслуживания и ремонта, а также получить другие услуги в виде заправки ГСМ , проживания в кемпинге и платную стоянку.
Из практики наблюдения за данной категорией граждан (водители большегрузного транспорта) , определенный оперативный интерес представляет их противоправные действия уже на территории СССР. В нашей стране не существует лимита вывоза топлива как например в европейских странах( во Франции 50 литров на транспортное средство).
В СССР нормальным считается заправка топливом иностранным перевозчиком вне станций ГСМ , «на обочине» Известны случаи , когда итальянские водители большегрузных автомобилей на трассе Ровно-Киев за полблока сигарет «Mаlbоrо» могут
получить 400 литров дизельного топлива . Стоимость же 1000 литров (по европейским ценам) равна 300 инвалютных рублей .
Надо отметить , что на пограничных переходах с нашей стороны система контроля за всех лимитным вывозом топлива иностранными водителями отсутствует в силу ряда причин оперативного и технического характера. В одних случаях мешает огромный грузопоток до 300 единиц в сутки , а также отсутствие емкостей для приема такого топлива.
Начальник отдела таможенного поста «Тиса» Чопской таможни Черепаня В. рассказал о порядке заполнения и использования для упрощения таможенных процедур между государствами СЭВ (СССР, ГДР,ЧССР,НРБ, ВНР, ПНР Манифеста АГТ исходя из Соглащения АГТ 1965 года.
Манифест АГТ - основной сопроводительный документ для осуществления таможенного контроля при пересечении границы , в котором обозначены следующие реквизиты :
1.№ Манифеста АГТ.
2.Наименование перевозки.
3.№ Транспортного средства.
4.Сопроводительные документы (накладная, спецификация).
5.Подтверждаюшая перевозку организация.
6.Таможенноое учреждение.
7.Подтверждение груза.
8.Прочнее.
Далее слушателям семинара предлагалась технологическая схема таможенного контроля за автотранспортными средствами и перевозимыми ими грузами.
При обсуждении вопроса о нарушениях таможенного законодательства со стороны водителей большегрузных транспортных средств , отмечались случаи дерзких действий граждан ПНР , которые пытались наладить постоянно действующие каналы перемещения контрабандных товаров в крупных размерах с использованием тайников по маршруту Турция –Болгария –Венгрия –Чехословакия –Польша -СССР .
На таможенном переходе «Тиса» Чопской таможни в этом году был задержан груз контрабанды ( 5 километров люрекса и 7000 электронных часов) перевозчиком являлся польским водитель , следующий по манифесту АГТ . Ведется следствие.
Об особой интенсивности работы поста свидетельствуют приведенные цифры.
1987 год оформлено 150 000 единиц автотранспорта. Заведено 4 000 контрабандных дел на общую сумму 6 000 0000 рублей. В рядах нашей таможни трудятся сотрудники ,которые оформляют 270 контрабандных дел в год.
Отдельной темой проходило обсуждение Таможенной конвенции о Международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП принята ООН 14.11.1975).
Проводились практические занятия по правилам заполнения книжки МДП. В ознакомительной лекции рассказывалось об общих положениях книжки МДП.
1.Выдача : книжка МДП выдается в стране отправления или в той стране , где держатель находится или имеет постоянное место пребывания.
2.Язык : книжка МДП печатается на французском языке , за исключением лицевой стороны обложки , рублики которой печатаются также на английском языке.
Правила пользования книжкой МДП воспроизводятся на английском языке на стр.3 этой обложки.
3.срок действия : книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне места назначения , если она оформлена в таможне места отправления на срок , установленный выдающим документ объединением .
Пункт 8 правил указывается на недопустимость подчисток , помарок , все исправления должны быть произведены путем вычеркивания ошибочных указаний и добавлений. Всякое подтверждено сделавшим его лицом и подтверждено таможенным органом.
Пункт 9 указывает на возможность указания вместо регистрационного номера прицепа –опознавательный номер или заводской номер.
Пункт 10 . Манифест:
Манифест заполняется на языке страны отправления , если только таможенные органы не разрешают использование другого языка. Таможни других стран оставляет за собой право
Требовать перевода манифеста на язык их страны.
Указания , занесенные в манифест , должны быть отпечатаны на машинке или гектографированы так , чтобы они были удобно читаемы на всех листах. Листы ,заполненные неразборчиво ,не принимаются таможенными органами.
Слушатели семинара обсудили вопросы, касающиеся технических условий , применимых к транспортным средствам .
Что отмечалось в первую очередь ?
К международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами допускаются только транспортные средства, грузовые отделения которых оборудованы таким образом :
а) чтобы грузы не могли извлекаться из опечатанной части транспортного средства или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;
б) чтобы в них не было потайных мест для сокрытия грузов.
Серьезные требования предъявляются к крытым брезентом транспортным средствам . Предусматривается применение следующих видов крепления:
а) металлические кольца , прикрепляемые к транспортному средству;
б) проушины по краям брезента;
в) трос , проходящий через кольца над брезентом видим с внешней стороны по всей длине транспортного средства;
г) брезент должен находить на жесткую часть транспортного средства на ширину 250 мм ,измеряемую от центра крепежных колец;
д) расстояние между кольцами и расстояние между проушанами не должно превышать 200 мм, проушаны должны быть жесткими;
е)стальной трос должен быть диаметром не менее 3 мм , веревка из пеньки или сизаля –не менее 8 мм ,каждый трос или веревка должны состоять из одного куска и иметь металлические наконечники на обеих концах.
Все эти требования закреплены в КДПГ.
Лекцию по теме: «Тактика провоза предметов контрабанды в международном автотранспорте» прочитал представитель Управления по борьбе с контрабандой ГУ ГТК Безлепкин Б.И.
В вводной части ее говорилось о возросшем грузопотоке , приводились следующие цифры :
В 1987 году 915 000 автотранспортных средств пересекли государственную границу СССР, из них 190000 –советские грузовые автотранспортные средства, 183000 –иностранные . В этих условиях таможенные учреждения должны решать две основных задачи с одной стороны всячески содействовать внешнеэкономическим связям , а с другой защищать монополию внешней торговли ,особенно, от контрабандных проявлений организованного характера. Статистика задержания предметов контрабанды в автотранспортных средствах (АТС) свидетельствует о тенденции ее роста как в количественном отношении , так и по средней стоимости дела о контрабанде .
Таблица
год задержания |
количество к/б дел в АТС |
средняя стоимость к/б дела по всей системе в руб. |
средняя стоимость к/б дела в АТС (СССР) в руб. |
Средняя стоимость к/б дела а АТС (других стран) в руб. |
1985 |
5968 |
342 |
371 |
768 |
1986 |
6024 |
369 |
387 |
369 |
1987 |
6817 |
521 |
509 |
521 |
Оптимальные формы борьбы с контрабандой обеспечиваются :
1.Доскональным изучением всех видов АТС.
2.Знанием методов провоза контрабанды в АТС.
3.Высоким профессиональным мастерством .
-психомоторные признаки,
-органолептика (Сенсорная оценка, проводимая с помощью органов чувств человека, - наиболее древний и широко распространенный способ получения информации о вкусо-ароматических достоинствах пищевых продуктов и испытания их качества.)
-использование данных аналитической работы.
Международные перевозки грузовым автотранспортом представляют особый оперативный интерес для таможенных учреждений по следующим причинам:
1.Возможностью со стороны водителя АТС выбора места и времени для пересечения границы , с учетом «благоприятных» условий иногда , связанных с интенсивностью перемещения транспортных средств через таможенный пункт , использование утренних или ночных часов и других обстоятельств, например, сокращенный состав таможенной смены.
Говоря об интенсивности грузопотока надо иметь ввиду, что, на таком пункте, как «Тиса» Чопской таможни ежесуточное перемещение транспортных средств равно 300 (тремстам) единицам , что требует высокого профессионализма от сотрудников оперативной смены при оформлении такого потока.
2.Возможностью манипуляции грузом и транспортом.
3.Возможностью свободного выбора маршрута , остановок в пути.
4.Возможностью использования скоропортящихся грузов.
5.Возможностью под видом внешнеторговых грузов возить крупные партии контрабанды.
6.Возможностью многократного пересечения государственной границы , возможностью налаживания связей , облегчающих незаконный провоз , налаживание рынков сбыта и противодействия правоохранительным органам.
Говоря об особенностях грузовых перевозок , нельзя забывать о следующих моментах ,
характерных для перемещения организованной контрабанды – присутствие водителя как экспедитора контрабандного товара.
Принято считать , что по отношению водителей к контрабандному товару, их можно подразделить на четыре основные категории:
Водитель-частник.
Что характерно для этой категории «путешественников»?
Водитель-частник является собственником товара контрабанды , а именно :
- сам приобретает контрабандный товар;
- сам прячет при пересечении границы;
- сам реализует.
С точки зрения противодействия этой категории правонарушителей со стороны таможенной службы , то она самая уязвимая , но и самая многочисленная часть контрабандистов , которая при многократном пересечении границы и налаживании необходимых связей «успешно» трансформируется в организованную группу преступников.
Водитель-посредник.
Водитель-посредник по отношению к контрабандному товару , как правило, входит в организованную группу правонарушителей , объединившихся для провоза контрабанды:
- могут использоваться разовые поручения для водителя - посредника ;
- многоразовое использование приобретает систему участия водителя в составе группы.
С точки зрения оперативной разработки очень «перспективная» категория правонарушителей , так называемая «ниточка» к «клубку» организованной преступной группировке . Надо учитывать , что водитель- посредник ограничено допущен в кругу противоправных деяний , работая за вознаграждение , но место и время погрузки и выгрузки контрабандного товара ему может быть известно.
Водитель-член контрабандной группы
Водитель участник контрабандной группы –самая трудная для разоблачения категория подконтрольных лиц , которая характеризуется устойчивостью к таможенному контролю в силу особой тщательности подготовки к прохождению государственной границы с контрабандным товаром:
- он знает о количестве и стоимости предметов контрабанды,
- он участвует в контрабандной группе,
- он осуществляет функции передачи предметов.
Водитель-«невежа».
Он понятия не имеет о наличии контрабанды и является невольным перевозчиком данных предметов.
Если говорить о местах сокрытий предметов контрабанды , используемой у каждой из этой категории водителей , то наглядно просматривается определенная тенденция , наличие которой предполагает вдумчивое изучение всех деталей таможенного контроля,
отличного знания не только психологии правонарушителя , но профессиональное владение предполагаемыми местами сокрытия в автотранспорте.
Водитель – частник , скорее правонарушитель административного статуса, его контрабанда находится в доступных местах.
Обычно используются :
- отсек двигателя ( воздушный фильтр ,емкость смывного бачка , закрытая панель с предохранителями , подкапотное пространство , под крышкой аккумуляторной батареей ,бачек с тормозной жидкостью и т .д.);
- кабина , в которая при доскональном осмотре «таит» в себе немало сюрпризов ( приборная панель , спальное место водителя, пороги автомобиля, обтекатель );
- интересным местом сокрытия является инструментальный ящик , в которых нередко обнаруживаются специально смонтированные потайные пространства путем изменения конструктивных особенностей ( известен случай изготовления пустотелого пространства в монтировке , в которой провозилась партия электронных часов ),
- использование колес ,
- сцепка кабины с фургоном,
- немалый интерес представляют заплатки и рекламные наклейки , расположенные на тенте.
- бензобак
- оси, ступицы колес ,
- компрессор рефрижератора .
Водителю – посреднику характерны все вышеперечисленные места сокрытий при условии , что если он не вовлечен в организованную преступную группу.
Водитель-член контрабандной группы представляет серьезную опасность при перемещении предметов контрабанды , наносящий значительный ущерб монополии внешней торговли. Как указывалось , технические и финансовые возможности этой категории правонарушителей значительно выше , представленных в настоящем докладе.
Члены организованной группы правонарушителей при прохождении таможенного контроля фальсифицируют провозные и таможенные документы , используют всевозможные ухищренные способы обхождения таможенного обеспечения :
- специально изготовленные шнуры для тентов , в которых имеются незаметные разрывы , позволяющие проникать внутри фургона , не нарушая целостность пломб;
- при современном техническом уровне изготовление оттисков печатей , пломбиров не представляет особой сложности , о чем свидетельствуют отдельные случаи судебной практики,
- имеются отдельные негативные случаи пособничества преступным группировкам со стороны работников таможни ( Термезская таможня , дело о контрабанде наркотиков).
Водитель-невежа является невольным соучастником перемещения контрабанды в силу халатного отношения к своим служебным обязанностям ( недосмотр при погрузке).
После обсуждения вышеуказанных докладов во главе с начальником Брестской таможни направляемся на практические занятия в досмотровый зал железнодорожного пассажирского вокзала .,
Представляю , как загорелись бы глаза у тех , кто прочесывает магазины в поисках цветного телевизора , попади они в этот зал ! Вокруг – тяжелые картонные короба: «Рекорды», « Березки», «Электроны», « Рубины».
Нет это не оптовый склад. Не павильон выставки ВДНХ .Это досмотровый зал таможни перед отправлением поезда из Бреста в ПНР. Вот к столу инспектора подкатили очередной багаж : морозильную камеру «Минск» и цветной телевизор «Горизонт». Оказывается работник брестского военторга вместе с семьей едет к знакомым в Польшу .
Телевизор и прочее они везут «в подарок». В связи с изменениями валютного обмена отбывающим в соцстраны разрешен обмен с 300 рублей до 1350 рублей с возможностью вывоза подарков на 500 рублей . Поэтому ежедневно только поездом через Брест вывозится 700-900 телевизоров.
За 11 месяцев вывезено порядка 150000 штук констатировал начальник таможни Н. К. Алексеюк. И такая тенденция наблюдается на всех таможенных пунктах . «Все, что втыкается в розетку» вывозится за границу.
О серьезной существующей проблеме свидетельствует анализ документов ОВИРа Московского района Бреста. При изучении 300 выездных анкет зафиксировано многократное пересечение границы одними и теми же гражданами в так называемых вещевых турах.
Создаются целые устойчивые пробивные группы записных туристов , которые сформировали каналы перемещения товара по заданной легальной схеме, связав оптовые базы внутри страны с группами польских перекупщиков в городах ПНР.
Регулировать товарные потоки через границу можно только с помощью гибкой системы таможенных пошлин .
На следующий день, 6 июля 1988 семинар продолжился выступлением начальника следственного отдела областного управления КГБ . Он говорил о простых и в тоже время очень серьезных вещах , о соблюдении необходимых условий при обнаружении предметов контрабанды по статье 102 Таможенного кодекса .
Во-первых, сохранять следы сокрытия , целостность упаковки ;
Во-вторых, незамедлительно взять подробное объяснение у задержанного лица, зафиксировав все возможные вещественные доказательства;
В-третьих, немедленно сообщить начальнику таможни . либо его заместителю, либо начальнику отдела об обнаружении;
В-четвертых, сообщить представителю смежной службы о характере и предварительной квалификации задержания.
В случае обнаружения бесхозяйной контрабанды в транспортном средстве или в грузе сотрудник таможни обязан принять все меры по выявлению его владельца.
Отдельно остановлюсь о значении вещественных доказательствах , которые в обвинительном приговоре на ряду с показаниями свидетелей играют определяющую доказательную роль. В качестве примера указывалось на задержание служащего СА гражданина Аршокяна , убывающего по месту службы в ГДР, в вагоне поезда , в июне 1985 года. Предметы контрабанды (золотые изделия) на сумму 26 тысяч рублей, помещенные в пластиковый пакет, были прикреплены куском пластилина черного цвета под раковиной умывальника туалета. После обнаружения данных предметов сотрудник таможни опросил проводника вагона, чтобы выявить хозяина контрабанды. Проводник указал на тот факт , что гражданин Аршокян перед таможенным контролем несколько раз заходил в туалет.
При досмотре личных вещей гражданина Аршокяна было обнаружено полотенце испачканное пластилином черного цвета , в которое он завернул пакет с золотыми изделиями , когда выносил его из купе в туалет. Экспертиза пластилина на пакете с золотыми изделиями и следов пластилина на полотенце Аршокяна установила их однородность. Таково значение вещественных доказательств.
После обеденного перерыва это же дня предстояло ознакомление с работой шоссейного перехода «Варшавский мост» одного из самых интенсивных участков работы Брестской таможни.
Таможенное оформление и досмотр автотранспорта построен по типовой технологической схеме . Из досматриваемого потока автомашин , а досмотр осуществляется выборочно, выбираются «интересные» объекты .
1.при наличии оперативной информации , получаемой от компетентных органов о предполагаемом контрабандном характере груза (так называемая информация вышестоящей инстанции ( ИВИ или на таможенном сленге «ива») отрабатывается в строго обязательном порядке ,с учетом всех рекомендаций вышестоящей инстанции.
2.при наличии оперативной информации , получаемой от служб непосредственного оформления ( ИСНО или на таможенном сленге «ясень» - информация служб непосредственного оформления) , поступающая от пограничников , сотрудников санитарной и ветеринарной служб , от других организаций непосредственного оформления, отрабатывается с учетом ее достоверности в обязательном порядке.
3.при наличии оперативной информации добытой силами собственной таможни (ИДССТ –информация добытая силами собственной таможни при помощи наружного наблюдения НН-) при непосредственном наблюдении за объектом в ходе подготовки последнего к прохождению таможенного оформления (фиксация поведения водителей , работа вазомоторов ) , использование картотеки правонарушителя , имеющейся в распоряжении собственной таможни .Отрабатывается в строго обязательном порядке.
4.при наличии оперативной информации , полученной от анонимного источника( ИА –информация от анонима на таможенном сленге от «ишака» ). Отрабатывается с учетом достоверности .
Систематизаций источников информации по правонарушителям занимается отдел по борьбе с контрабандой Брестской таможни , который успешно внедряет оперативные разработки в деле повышения эффективности таможенного контроля.
Для досконального таможенного досмотра в распоряжении данного таможенного перехода имеется специально оборудованная площадка УТД ( углубленного таможенного досмотра), в составе , которой имеется специально подготовленная смена сотрудников таможни , с необходимыми для этой цели таможенными техническими средствами контроля (ТТСК) . Такой системный подход в деле таможенного контроля , внедренный в практике Брестской таможни, является эффективным направлением в противостоянии организованной контрабанде.
Запоминающимся событием семинара было посещение экспозиции музея «Спасенные художественные ценности» . Открывшейся на базе филиала Брестского областного краевого музея , он представляет удивительное событие и своей уникальностью размещенных в нем предметов старины и искусства , конфискованных на таможне , является единственным объектом культурного назначения такого рода.
Само здание, выделенное музею , построено 1927 году по проекту архитектора Ю.Лисецкого в так называемом национальном стиле , соединившем в себе черты польского ренессанса , барроко , классицизма и модерна.
Заведующая художественным отделом областного краеведческого музея Ирина Тарима рассказала о том , что только за последние годы на местной таможне было изъято свыше трех тысяч произведений искусства и теперь имеется возможность выставить их на обозрение посетителей. Это поистине настоящие сокровища из тайников.
Вот некоторые из них составляющие постоянную экспозицию :
- иконы ХVI-начала ХХ веков , в том числе «Спас в силах», «Богоматерь Владимирская»-ХVI век ;
- иконы в серебряных окладах ( ХVIII-начала ХХ веков , созданные ведущими артелями России –Хлебникова, Морозова, Овчинникова ) ;
- работы Фаберже – четыре предмета;
- предметы ростовской финифти;
- пейзажная живопись художников – Мясоедова, Айвазовского, Гаравского;
- графика (Врубель, эскиз «Демон поверженный»);
- уникальные старинные монеты ;
- коллекция самоваров русских умельцев Капырзиных , Баташовых , Шимариных.
Самый первый из залов экспозиции рассказывает о нелегких буднях главных создателей этой редкой выставки –работников таможни и пограничников ОКПП «Брест».
Это в первую очередь прапорщик погранвойск В.Лукьяненко , обнаруживший в одном из тайников сразу восемь икон ХVII века и несколько старинных картин. Удивительной «находкой» может гордиться контролер ОКПП «Брест» прапорщик С.Богданов - 150 старинных икон ХVIII-XIX веков в серебряных окладах обнаружено у семьи - граждан одной из развивающихся стран . Нервозность подвела .Пришлось пристально осмотреть купе. Общая сумма контрабанды составила более 50 000 рублей.
Невольно вспоминается В.Высоцкий .
« Как хорошо ,что бдительнее стало ,-
Таможня ищет ценный капитал-
Чтоб золотинки с нимба не упало,
Чтобы гвоздок с распятья не пропал!»
На прощание, и в память о семинаре в Бресте коллеги подарили стихотворение , которое без улыбки процитировать невозможно.
«До свиданья , заграница!
Здравствуй, край знакомых мест!
Пограничная столица-
Долгожданный город Брест.
Стук сапожный-
Лай тревожный-
И бросается на нас
Наша славная таможня-
Руки-крюки , глаз-алмаз!
Невзирающий на лица ,
Захлестнул девятый вал:
Если ездил за границу-
Значит совесть потерял!..
Здесь чего-то раздирают ,
За окном кричат: «Лови!»
Там кого-то раздевают,
Но совсем не для любви!
Образцовая свирепость,
Неприспупный КаПеПе.
Не прорваться в город-крепость
Ни на танке , ни в «гробе»!
Здесь служивым не до жиру,
Здесь почин у них таков:
В каждой сотне пассажиров-
Сотня минимум врагов!..
Я три года не был дома,
Я окошечку приник.
Все привычно , все знакомо-
Тот же лай и тот же крик.
Отобрали все ,что можно,
Что не можно . то при нас.
Ты прощай, моя таможня ,-
Руки –крюки , глаз –алмаз!
Участник семинара В. Шилин.
|